Искусство превратилось в обложку для паспорта

АВТОР: Мария Бороденко

Ван Гог: миф и реальность

Он и его картины повсюду. Не только на обложке для паспорта. Футболки, лосины, кеды, часы, блокноты, зонты, значки, чехлы на телефон и даже носки – список можно продолжать еще долго. Порой фантазия незатейливых производителей подобных товаров заходит слишком далеко. Например, недавно наткнулась в магазине на открытку с автопортретом Винсента, внутри которой прикреплено ухо. Для кого-то это может показаться забавным, но у меня подобные «шедевры» не вызывают никаких положительных эмоций.

Но и на открытках не остановились. Судьба художника воплотилась в кинематографе (фильмы «С любовью, Винсент», «Ван Гог: Портрет, написанный словами», «Винсент и Доктор» — десятая серия пятого сезона сериала «Доктор Кто»). Про Винсента пишут книги и слагают стихи. И как же тут не вспомнить о звучавшей из каждого утюга песни «Ленинграда» про Серегу и выставку Ван Гога? Грань стерлась. Винсент стал частью массовой культуры. В какой-то момент это дошло до абсурда.

Появление большинства товаров с картинами художника можно объяснить очень просто. Это желание заработать. Ван Гог продается, и продается очень хорошо. Сложно сказать: спрос породил предложение или предложение породило спрос. Факт остается фактом: Винсент – это своеобразный бренд 21 века.



Ван Гог вышел за рамки творца, а его картины за рамки произведений искусства. Биография художника дала повод для исследований ученым и почву для фантазий обывателя. Он стал мифом. Его жизнь – легендой с печальным концом. Винсент вышел из картинных галерей и теперь живет с нами. Мы спим на подушке с «Подсолнухами», когда идет дождь, берем зонт с «Ирисами». Благодарные потомки увековечили великого художника в кружках, футболках и носках. Искусство стало предметом быта, поэтому большинство не воспринимает его всерьез.

А почему собственно Ван Гог так популярен сейчас? Фуркат Палванзаде в своей статье* «Винсент против Ван Гога» пишет: «В имени Винсента Ван Гога — героя, гениального благодаря своим произведениям и освященного благодаря своей личности, — сочетаются восхищение, доставшееся Винсенту (как святому в традиции христианской религии), и восхищение, доставшееся Ван Гогу (как гению в традиции современного искусства)».

Таким образом, Ван Гог интересен и как творец, и как личность. Если говорить еще проще: людям нравится его жалеть. Тяжелая судьба, психическое расстройство, самоубийство. Нам жаль Ван Гога. И его страдания и все лишения, через которые ему пришлось пройти, дают право еще больше им восхищаться. Чего стоят только споры о том, покупались ли его картины при жизни или нет. Это очень похоже на типичную женскую логику. Девушка постепенно влюбляется в того, кого жалеет, ее умиляет некоторая беспомощность объекта своего обожания.



Ван Гог далеко не единственный, кто стал «модным» благодаря Интернету. Выход таких художников как Пикассо, Малевич, Рембрандт, Вермеер в массы привел к появлению множества «искусствоведов». Их познания заканчивались примерно там, где начинался вход в любую картинную галерею. Массовость породила поверхностные знания. Большинство ими и ограничились, а некоторые успели еще и зазнаться. Многие люди сейчас не заинтересованы в искусстве, им нравится только красивая картинка. В то время как авторский замысел уходит на второй план.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: Ван Гог бесспорно гений. Он сумел привнести в живопись нечто новое. С этим нельзя не согласиться. Проблема на данный момент заключается в том, что многие люди не воспринимают его ни как личность, ни как художника. Для них это вещь, пустой предмет. Массовое признание превознесло художника и принизило его одновременно. Ван Гог стал слишком популярен и вместе с тем воспринимаем как данность.

Цель искусства в другом, но многие не осознают этого. Способность чувствовать и понимать прекрасное – это наш дар. Не надо кричать о своей любви в художнику, только потому что ты купил носки с «Звездной ночью». Мы в прямом смысле смешали искусство с землей. Забыли, что истинные произведения затрагивают души, а не надеваются на ноги.

*Статья Фурката Палванзаде «Ван Гог против Винсента: из книги «Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения» Натали Эник» — syg.ma/@furqat/van-gogh-protiv-vinsienta-iz-knighi-slava-van-gogha-opyt-antropologhii-voskhishchieniia-natali-enik

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир