«Когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону»: интервью с учителем



АВТОР: Никита Тищенков

Казалось бы, чего мы еще не знаем о профессии учитель? Верно, удивить нас сложно. Все мы учились в школе, все имеем представление о том, кто же это – человек с указкой в одной руке и мелом – в другой. Вот только это далеко не вся «амуниция» настоящего педагога. Распространенная на первый взгляд профессия на самом деле считается одной из самых сложных. Ведь каждый учитель – это индивидуальность, личность и человек со своими неповторимыми качествами, которые каждый день помогают ему в работе. И чтобы узнать, кто же такой педагог на самом деле и как он справляется со своей нелегкой профессией, корреспондент «Молодежного Смоленска» отправился в МБОУ СОШ №11 и пообщался с учителем истории Зенкиной Еленой Викторовной.

Здравствуйте, Елена Викторовна, задам самый банальный, но и самый интересующий многих вопрос: как вы пришли к решению стать учителем истории?
— Выбирая между химией и историей, я решила, что история была мне более понятна и интересна. Я видела перспективы в получении образования именно исторического, потому что в советское время, заканчивая исторический факультет, человек мог пойти по комсомольской, а далее партийной работе и прийти во власть. Помимо этого, он мог устроить в правоохранительные органы, и тоже сделать там определённую карьеру. Или мог выбрать второй путь – работу в школе. Никакого Газпрома тогда не было, и поэтому учитель химии мог работать только учителем химии, либо лаборантом в какой-нибудь лаборатории, что для меня было не очень интересно. Именно поэтому я склонилась в сторону истории, хотя в школе оба предмета мне нравились одинаково.

А почему тогда из всех этих возможный путей вы выбрали именно преподавательскую деятельность?
— Преподавательскую деятельность я выбрала, потому что изначально хотела быть учителем, ещё с начальной школы. У меня был замечательный учитель в младших классах — Эпова Неля Николаевна, она была нам как мама, учитель, друг, и уже после первого класса я поняла, что хочу быть как она, несмотря на то, что она не походила на женский идеал. Неля Николаевна была уже зрелой, полной женщиной, красавицей её нельзя было назвать, но при этом, когда она начинала говорить, все ученики просто заворожённо слушали её. Я всё детство проиграла с братом в «школу», поэтому то, что я хочу быть учителем сомне-нию не подлежало. И ещё один момент был связан с тем, что работа в милиции опасна. Был случай, когда убили инспектора по делам несовершеннолетних, и это меня напугало. После этого я отказалась от этой идеи. Во власть я не пошла, т.к. слишком хорошо знала жизнь комсомольский активистов.

Как ваши родители отнеслись к вашему выбору?
— Родители отнеслись положительно. Единственное они не совсем были согласны с тем, что я не сразу пошла в вуз, а сначала окончила педагогическое училище, и только потом поступила в университет. Они хотели, чтобы не было этого промежуточного звена, но в своё время поступление в вуз меня напугало, я поступила туда после училища. А так они нисколько мне не препятствовал, хотя и понимали, что у меня всю жизнь будет маленькая зарплата.



Можете сказать, что вам нравится больше всего в вашей профессии?
— Больше всего то, что это не скучная профессия, она, не смотря на кажущуюся однообразность, не является таковой. Каждая тема по-разному воспринимается в каждом классе из года в год, поэтому каждый урок не похож на предыдущий. И этот интерес, когда нет рутины, хотя на самом деле она есть, например, на перемене с отчётами. Но когда я прихожу на урок, рутина отходит в сторону, особенно, если мы проходим какой-то интересный этап в истории, а когда ученики тебе и в ответ что-то дают, это очень вдохновляет, ведь эта молодая энергия, позволяет тебя тоже оставаться молодой. Да и вообще это очень интересная работа, в отличии от той-же работы бухгалтера, да простят меня все бухгалтера.

С какими детьми вам легче работать: с теми, кто постарше или с теми кто помладше?
— Проработав 15 лет в школе, могу с уверенностью сказать, с теми, кто постарше. Я работала и в детском саду, и в начальной школе, работала с детьми от пятого до одиннадцатого класса. Более интересно с детьми, которые в 9-11 классе. Во-первых, они более ответственные, во-вторых, они уже имеют свой взгляд на мир, есть те, кто уже реально интересуется историей и обществознанием, с ними интересно говорить на какие-нибудь отвлечённые темы, например, актуальные политические проблемы современности. В общем, интересней работать со старшеклассниками.

А в какой школе вы начали впервые преподавать?
— Ну, начала я преподать вообще не в Смоленске, а в своём городе, который находится в Кемеровской области, потом я работала в Минске, а здесь в школе №11 я работаю с 2002 года, получается уже 15 лет. Но конкретно учителем истории я работала только здесь.



Какой материал легче всего усваивается детьми?
— Если говорить об учениках 5-8 классов, то это, конечно, материал сказочно-го характера, например греческая или египетская мифология, либо военная история (Столетняя война, революции и т.д.), то есть событийные материал. Кстати, и в старших классах тоже именно этот материал лучше усваивается, потому что детям совершенно не интересно развитие экономики страны, и даже, к сожалению, не всегда их интересует культура. То есть какие-то конкретные события и факты — это то чем можно заинтересовать учеников. Но, к сожалению, всегда есть дети, которым ничего не интересно и здесь бессилен любой арсенал учителя.

А можете рассказать, как вы боретесь с учениками, которым безразлична учёба?
— У меня нет задачи бороться с учениками, потому что борьба не входит в функции учителя. Я стараюсь сделать так, чтобы такой ученик наработал хотя бы на минимум, чтобы получить удовлетворительную оценку. Для того чтобы это сделать, я даю ему практическую работу, то есть систематизация материала, либо механическое или полумеханическое заучивание какой-либо терминологии и хронологии. Если ребёнок не лентяй, а просто очень увлекается другим предметом, то здесь его можно привлекать через мини проектную деятельность, например, поручить ему сделать небольшой до-клад или презентацию на тему, которая ему самому интересна. Раньше, лет 5 назад, когда дети были немного поактивней, я проводила в начале учебного года среди учеников опрос «Что вам интересно узнать о XX веке?» После этого я могла понять, о каких событиях ученики вообще знают и что их больше интересует. На основе этой информации мне не составляло труда построить материал так, что на более интересующие учеников темы я уделяла больше внимания.



Как вы готовитесь к уроку?
— Во-первых, я читаю теоретический материал. Сколько бы времени не прошло, сначала я читаю свои конспекты, которых у меня за эти годы накопилось достаточно много, после этого открываю учебник, особенно если он нового издания, смотрю что добавили, а что убрали из того, что я буду требовать. Во-вторых, я подбираю какой-либо визуальной ряд, это может быть презентация, видео или то и другое. После этого определяю ключевые моменты, то есть либо хронология, либо терминология и понятийной аппарат, и в зависимости, что мне предстоит делать (проходить новую тему или закреплять старую), составляю схему урока. Но я часто грешу тем, что скатываюсь на личный лекционно-эмоциональный рассказ, хотя, как показывает практика, именно этот материал лучше всего усваивается учениками.

Бывает ли такое, что вы находите в учебниках ошибки?
— Да, такое случается. Недавно в учебнике шестого класса я прочитала, что памятник Микешина «Тысячелетие России» находится в Нижнем Новгороде, хотя на самом деле в Великом Новгороде. Так же иногда встречаются некоторые неточности, но по больше части, я встречаю не фактические ошибки, а просто опечатки. Если и встречаются какие-то небольшие ошибки, я к этому отношусь спокойно, потому что нас там не было, у каждого историка свои источники, свой взгляд. Если смотреть глобально, то не так страшно, если дата в учебнике отличается от фактической даты события на один день, более важно правильно показать, что произошло. Главное не терять такие ключевые моменты, как: фашизм — это зло, а Гитлер — враг всего человечества, а небольшие погрешности в хронологии не страшны.

И последний вопрос, можете сказать, для чего людям нужно изучать историю?
— Любой человек должен учить на собственных ошибках. Часто родители говорят: «Я уже сделал эти ошибки, а ты послушай меня и не повторяй их.» Но никогда ещё человек ничему не научился на чужих ошибках. Пока он сам не обожжётся, никакой урок он не извлечёт. Так вот история — это наука о прошлом, и она нужна для того, чтобы мы всё-таки научились «не наступать на старые грабли». По крайне мере, один глобальный урок мы, вроде, усвоили. После Второй мировой войны у нас уже 70 лет глобальных войн нет. Да, локальные конфликты происходят, без войны человечество пока не может существовать, но радует, что те противоречия, которые существуют между Россией и США, между Западом и Востоком, мы не решаем ядерным оружием. Если бы XIX веке, если бы снимали наши флаги с посольств или производили обыски, то это закончилось войной, плюс начались бы заключаться военные союзы, и кто знает какой был бы масштаб, а сего-дня этого нет. Вот и получается, что история нужна, чтобы смотреть, как было раньше, дать тому или иному событию объективную оценку, именно объективную, а не подгонять историю под свои рамки как это сейчас делается во многих странах (так сказать попытка воспитать патриотов), сделать выводы и не повторять больше эти ошибки.
  • +1
  • 14 ноября 2017, 14:38
  • Lerko

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир