Последний дозор


Все, что окружает нас, постепенно становится историей. Одни предметы, развлечения, слова профессии уходят на пыльные страницы прошлого, другие же, претерпевая изменения, продолжают находиться среди нас. Но управлять этими двумя потоками мы не всегда в силах и когда что-то, что мы любим, уходит, остаются воспоминания и извечная фраза «не судьба».
Ветераны самой первой игры
Больше четырех лет назад стартовала в нашем городе игра, ставшая на все последующие годы чуть ли не смыслом жизни для сотен смолян. Я говорю о Дозоре. Ночная игра с фонариками, кодами, экипажами и головоломками пришла в Смоленск 30 июня 2007 года и быстро набрала прочный костяк поклонников и команд. Если в первую игру по ночному городу искали коды всего шесть групп (назвать эти любопытных, неопытных и, разумеется, не сыгранных людей командами было бы неверно, согласитесь), то к десятой игре это было уже 10 неплохо подготовленных и знающих коллективов, где царило взаимопонимание и четкая скоординированность действий; а почти год спустя, в апреле 2008 года четвертый сезон ознаменовался открытием еще одной лиги — количество играющих уже не позволяло пускать «всех в одну песочницу», приходилось разделять локации, задания, а порой и организаторов игр. Зато появился соревновательный интерес — лучшая по итогам сезона команда первой лиги уходила в «вышку», меняясь с оставшейся позади всех из высшей лиги.

Мудреные на первый взгляд правила и недоступные для понимания простому смертному задания стали путеводной звездой для молодежи Смоленска. Каждую вторую субботу ночные улицы наполнялись ревом двигателей, а операторы мобильных сетей заметно увеличивали прибыли за счет созванивающихся между собой игроков.

Сейчас уже наверное каждый слышал, а может быть и играл в Дозор, и имеет представление о том, что это за игра. Но несколько лет назад именно сарафанное радио создавало Дозору необходимую рекламу. Играть звали друзей, соседей, сокурсников, коллег (возрастные ограничения — от 18 и старше), команды дружили между собой, соперничали, переманивали опытных игроков, набирали перспективных новичков — в общем, кипела настоящая жизнь. Постепенно сформировывались экипажи ветеранов, которых команды специально берегли для самых тяжелых и опасных заданий; организаторы игр находили все новые недостроенные или заброшенные здания (локации) или использовали старые (бояны), стараясь найти и в них что-то новое; придумывались оригинальнейшие формулировки заданий, к которым нужно было применять нестандартную логику, а то и вовсе забыть про нее и действовать наугад; даже работники ГАИ постепенно привыкли к ночным превышениям скорости и старались лишний раз не тормозить дозорные машины…

В конце 2008 года открылась дозор-лига Лайт — «облегченная» классическая версия, где командой считался один экипаж, а игра проходила легче и, как следствие, быстрее. Игры устраивали в другие, свободные от «классики» субботы и заядлые дозорщики теперь уже нашли себе занятие на каждый выходной. В то время был максимальный расцвет дозора — в него играло до 20 команд одновременно.

Fullsize

Проект постепенно заручился поддержкой информационных агентств, благодаря соц.сетям стало легче «вербовать» желающих поиграть, масштаб и организаторский уровень дозора вырос, оставляя надежды на не менее светлое будущее…

Однако Смоленск, как и столица нашей родины — не резиновый. Количество не игравших еще локаций стремительно сокращалось, все чаще использовались те, «которых давненько не было». Стали проводиться выездные игры — по области, в некоторых городах и селах или на большем удалении от Смоленска. Фантазии организаторов тоже навсегда не хватило — все реже попадались действительно оригинальные задания, стали проводиться эксперименты над самим игровым процессом, которые многими игроками часто принимались плохо, некоторые даже уходили из игры после особенно неудавшихся на их взгляд новшеств.3+ - наивысший код опасности, явно не для новичков3+ - наивысший код опасности, явно не для новичков

Развивающийся семимильными шагами доступный интернет тоже сыграл свою роль в угасании дозора. Ставшие доступными онлайн-аналоги привлекали своей комфортностью — 7 из 10 игр проходило в далеко не лучших погодных условиях, цены на бензин росли, а желающих потрепать на бездорожье подвеску своей машины становилось все меньше.

Весной 2010 года две лиги «классики» объединили в одну. А в городе тем временем выходили на передний план иные виды игры, как появившиеся раньше классического Дозора, так и родившиеся позднее — «мокрые войны», каDR, стрит-челлендж, дозор-онлайн… Команды продолжали дробиться, теряя игроков, уставших от старого, ушедших в новые проекты.

Из воспоминаний дозорного, видевшего всю историю игры в городе:
«Поначалу всерьез дозор никто и не воспринимал. Я просто не думал, что может так затянуть, увлечь на несколько лет, а когда заметил зависимость, понял, что втянул сюда почти всех близких людей, брата, девушку. Дозор стал одной большой семьей для меня. Только сейчас уже многое по-другому… Еще два года назад на финише, возле ресторана „7-40“, где после каждой игры собирались все команды для подведения итогов, яблоку негде было упасть. Десятки машин, сотни людей, ощущение настоящего праздника и предвкушение заслуженного отдыха после бессонной ночи. Флаги команд, фотографии с агентами, рассказы кто, как и куда вляпался… Сравнить с тем, что сейчас — душа болит… Надеюсь, конечно, что все еще изменится, хотя прекрасно понимаю, время ушло, не будет как раньше»

И действительно, кардинально отличался финиш прошлой, 89й по счету игры от прошлых лет. Всего три команды, пара десятков человек (многие уже не заезжают на финиш и сразу после игры едут домой) и отсутствие в глазах той искры, которая зажигалась в момент, когда объявляли победителей… Первое место из трех возможных не может принести той радости, что рождалась внутри, когда позади оставался десяток команд…

Прошлая игра рискует стать последней для смоленского Дозора – на закрытии 14 сезона Алексей Якушев, организатор многих игр и один из родоначальников проекта в нашем городе, заявил о временном закрытии «классики» в виду ее низкой популярности. Тяжело осознавать, что многие уже не верят в ее возрождение, отгоняя грустные мысли фразой «все когда-нибудь кончается». Игре нужна свежая кровь, больше энтузиазма, новых идей, чтобы вновь ночные дворы наполнились бликами фонариков и потрескиванием раций искателей экстрима – ведь желающих играть много, просто они устали от однообразия и не продуманных экспериментов.

Очень хотелось бы, чтобы молодежь вновь потянулась в этот волшебный водоворот настоящих ночных приключений, чтобы пятый День Рождения Дозора встретила вновь большая и дружная семья, а не яркие воспоминания, разбавленные ностальгией.
На финише 2 года назад

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Ну не надо страху нагонять. А то прям всплакнуть захотелось))
avatar

guest

  • 14 сентября 2011, 22:59
+
0
Да... Финиши, рассказы, новые ощущения, куча эмоций. Было время.
avatar

guest

  • 16 сентября 2011, 19:33

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир