Писатель Олег Разумовский: «Без водки нет ни жизни, ни литературы»

«Молодежный Смоленск» уже рассказывал о творчестве смоленского писателя, переводчика и «алкоджедая» Олега Разумовского – неоднозначной фигуре в литераторской среде. Но с тех пор прошло уже много времени, и мы решили узнать, над чем сейчас работает «летописец» смоленского андеграунда, а заодно с большим интересом послушали рассказы Олега Викторовича о русском пьянстве, связи запоев и мистических состояний, судьбе России и «глюко-реализме».

Беседовал Артём Кравченко.

Вы вообще любите давать интервью?
С удовольствием даю тем, кто берёт.

Кем мечтали быть в детстве?
Капитаном корабля. Лет в пять носил капитанскую фуражку с серебристым якорем. Очень красивую. И деревянный кортик.

А как решили что-то написать впервые?
Я начал сочинять истории в раннем детстве. Первый рукописный роман писал лет в десять. Написал одну главу и бросил. Потом был перерыв лет до семнадцати. С тех пор пишу беспрерывно.

И что же вы написали в 17 лет?
Я писал разного рода рассказы. Подражал Кафке, Беккету, Достоевскому и Джойсу. Интересовался прозой в стиле потока сознания. Я рано начал учить английский, поэтому на меня оказывали большое влияние две литературы — русская и англоязычная.

Где Вы опубликовались впервые?
Первая подборка рассказов «Вермутский треугольник» была опубликована в рижском самиздате. В середине 80-х выходил в Латвии такой журнальчик — «Третья модернизация»

А про что эти рассказы?
Основная тема — дикое пьянство и все вытекающие из него последствия: ссоры, драки, поножовщина, истерики, бред, убийства и самоубийства.

Откуда такой интерес к пьянству? Как относитесь к алкоголю?
Интерес обусловлен нашей жизнью, в которой пьянство играет первостепенную роль. К алкоголю отношусь очень хорошо. Он «карнавализирует» жизнь и расширяет сознание. Кроме того в запоях люди переживают мистические состояния, которые так нужны в наше материалистическое время.

Вы видите аналогии в любви нашего народа к пьянству и его (народа) исторической роли, судьбе?
Народ и пьянство – едины. Как известно, многие исторические события в России происходили по «пьяной лавочке». В этом есть своя радикальная прелесть и крутизна.

А где Вы работали в молодости, чем зарабатывали себе на жизнь?
Я работал учителем в школе-интернате. Это был очень жёсткий опыт, так как мне пришлось иметь дело с психически неуравновешенными подростками. Они могли не только послать вас подальше, но и начать с вами драку.

И долго работали там? Ваша работа в школе-интернате не была похожа на ту, что описана в «Педагогической поэме»?
Не очень долго. Был тогда не совсем устойчив. Бросил всё и уехал в Питер. Там какое-то время скитался, жил на вокзалах. Потом нашёл жильё у одного спившегося юриста. После Питера долгое время работал в деревенской школе под Смоленском. Такая работа мне нравилась, так как наполняемость классов была довольно слабой. Некоторые классы состояли из двух-трёх учеников. Я был классным руководителям в классе из двух учеников, причём один был полный двоечник, который не мог запомнить ни одного английского слова, а второй — отличник. Последний, правда, очень плохо кончил. Он играл с приятелем в «Буратино» в коровнике. Повиснув на тесёмках капюшона куртки и случайно повесился. Его товарищ испугался, убежал и никому не сказал о происшествии, так что парнишку нашли только утром мёртвым.

А сейчас чем занимаетесь, кроме писательства?
Я переводчик с английского. Перевёл около тридцати книг американских и британских авторов. Сейчас перевожу книгу о Джоне Ленноне, написанную журналистом Ларри Кэйном.

Как Вы оцениваете Ваш опыт работы в журналистике?
Очень продуктивный период. Работая спецкором, я имел возможность встречаться и беседовать с разными интересными людьми, что обогатило мой жизненный и литературный опыт.

В каких изданиях Вы работали, в какие годы?
В самом начале 21 века я работал в смоленской газете «Рабочий путь» и написал там много статей о маргинальной жизни города. Недавно я обобщил этот материал и издал книгу «Другой город» в американском издательствеве «Франтеррёр» или «Вольный стрелок».
В конце двухтысячных годов я работал спецкором в московской газете «Московский корреспондент». Её редактор Григорий Нехорошев собрал в редакции самых необычных людей из разных уголков России. Они выдавали очень неплохую продукцию. Газета была откровенно анти-лужковская и просуществовала недолго.

Как Вы назовёте направление, в котором пишите в последние годы?
Я бы сказал, что это — «глюко-реализм», то есть, описание реальных событий с элементами алкогольного бреда. К счастью или несчастью такова наша жизнь, в которой я и черпаю своё вдохновение.

Типичные герои Ваших рассказов – кто они?
Они, конечно же, конченые алкоголики. Главный герой у меня зовется Алик, что на жаргоне значит «алкаш».

А другие герои у Вас бывают?
Других героев кроме пьяниц у меня нет. Трезвый человек в силу своей узости мышления, не расширенного алкоголем, не представляет для литературы никакого интереса.

Разве алкоголь ведёт Россию в счастливое будущее?
Алкоголь никуда не ведёт. Он был, есть и будет как эквивалент счастливого настоящего.

А как Вы относитесь к 1991 году?
Я не все годы помню чётко, некоторые начисто стёрлись из памяти. Но, кажется, с алкоголем тогда не всё было в порядке, что и привело к некоторым волнениям масс.

Каким видите будущее России?
Прозрачным, как слеза младенца.

Как Вы переводите мат на английский?
Мат — он ведь международный язык, который и переводить не надо. Он понятен и простым людям и начальникам. Все слои общества во всём мире свободно владеют матерным языком и обходятся без помощи переводчиков. Совсем недавно в Стамбуле я учил знакомого британца матерным русским словам, которые вызывали у него восхищение, хотя он и не понимал их.

А какое Ваше любимое литературное произведение?
Вы думаете, что это «Москва-Петушки»? Произведение, конечно, неплохое и даст фору многим, но в данный момент мой любимый автор Андрей Бычков с его романом «Нано и порно».

Как относитесь к современной российской литературе?
Литература в целом очень плохая, но есть несколько хороших авторов.

Каких, например?
Кроме Бычкова мне нравится прозаик Игорь Яркевич, а из поэтов — Евгений Лесин и Андрей Родионов. Да ещё питерская поэтесса Наташа Романова.

Я слышал, Вы очень любите творчество Достоевского. А за что, если не секрет?
В ней много психопатии. Герои в основном безумные. Мужики психопаты, женщины – истерички. Это привлекает.

А мистицизм?
Это тоже присутствует в большой степени и мне очень нравится. Я не мистик в традиционном понимании, однако тема мне очень близка.

Над чем сейчас работаете?
Сейчас как раз пишу вторую часть трилогии про алкашей. Роман называется «Алик».

А Вы суеверный человек?
Абсолютно не суеверный.

Кто из исторических личностей Вам более других симпатичен?
Я не испытываю особых симпатий ни к кому из них. С другой стороны, некоторые психопаты вроде Гитлера или Сталина представляют для меня некоторый интерес.

Что Вам будет легче сделать: бросить писать или бросить пить?
Я не хочу ни того ни другого. Если человек бросает пить, то он и написать ничего не сможет. Русскую жизнь нельзя понять трезвым умом. Без водки нет ни жизни, ни литературы.

Как Ваша семья относится к этим Вашим двум страстям?
У меня нет семьи. В разные годы я жил с разными женщинами. У некоторых из них были дети, которым я в какой-то мере помогал встать на ноги. Как раз с завтрашнего дня я начинаю жить с новой женщиной по имени Таня. По странному стечению обстоятельств её фамилия совпадает полностью с фамилией моей предыдущей боевой подруги Наташи.

А свою первую любовь помните?
Это была Лиля Бухарова. Она училась в десятом классе, а я в восьмом. Судьба у неё впоследствии не сложилась. Девушка вышла за участкового Дударя, а потом запила. Её убили по пьянке.




Олег Разумовский родился в 1949 году в Смоленске. Служил в Морфлоте. Закончил смоленский пединститут, факультет иностранных языков. Работал учителем. Переводил для издательств «Русич» и «АСТ». Сочинять рассказы начал с пяти лет. Первая публикация в 1987 году в рижском самиздатском журнале «Третья модернизация». Дальнейшие публикации в журналах «Черновик» (Нью-Йорк), «Митин журнал» (Питер), «Лимонка» (Москва), «Факел» (Болгария).

Первая книга «Razumbunt» вышла в Смоленске самиздатом. С 2008 сотрудничает с издательством «Франтирёр» (США).

Всего вышло десять книг. «RAZUMBUNT», «Тропа Хошимина», «Весёлые картинки» и другие. Разумовский является лауреатом международной премии «Серебряная пуля», а также «Звёздный фаллос». В мае 2010 года стал финалистом премии «Независимой газеты» – «Нонконформизм 2010».


Страничка Олега Разумовского на livejournal
Произведения
Фото из личного архива Олега Викторовича.
  • +3
  • 16 ноября 2010, 23:30
  • gross

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир