Вячеслав Иванов: разговор с поэтом о поэзии



АВТОР: Никита Тищенков
В читальном зале СФ МЭИ в рамках фестиваля «Студенческая весна-2018» состоялось соревнование студентов-чтецов в номинации «Художественное слово». Одним из членов жюри стал смоленский поэт Вячеслав Иванов – выпускник СФ МЭИ, кафедры промышленной электроники. После окончания мероприятия корреспонденту «Молодежного Смоленска» удалось пообщаться с Вячеславом на тему его личного творчества и поэзии в целом.
Как получилось, что вы, человек с техническим образованием, попали в литературную среду?
— Пробовать писать стихи я начал ещё в 15 лет, задолго до того, как получил техническое образование. Несмотря на то, что технические дисциплины довались мне легче, у меня была своего рода отдушина – творчество. Потом я забросил это на несколько лет, и уже после того, как закончил институт и начал свою трудовую деятельность, снова появилось желание писать стихи и развиваться в этом направлении. Самое главное в поэзии – это иметь, что сказать, а у меня к тому времени как раз появились свои взгляды на жизнь. Да, это гуманитарная сфера, но я чувствую, что это моё, что могу себя здесь реализовать. Конечно, изначально я к этому не относился серьёзно и воспринимал как хобби, но постепенно, получая признание в том числе и на всероссийском уровне, начал чувствовать ответственность за то, что делаю. Теперь по-другому воспринимаю это, может, прозвучит пафосно, но как что-то профессиональное. Что касается технической сферы, так сложилась моя жизнь, что я был связан с технической специальностью, но не на 100%, т.е. я не работал инженером-проектировщиком или инженером-электронщиком, но в около технических профессиях, где курировал IT-отрасль, мне приходилось работать.
В какой момент вы поняли, что пора выпускать свой третий сборник стихов?
— Я считаю, что каждая книга должна подводить итог какому-то творческому этапу. Если у тебя есть какой-то багаж стихов, и ты понимаешь, что начал писать по-иному, например, писал чувственную лирику и перешёл на философские темы, то, если твоя лирика этого достойна, можно её напечатать. Соответственно вторая книга будет уже философской, следующая уже с другим оттенком. У меня так совпало с третьей книгой, что я почувствовал какую-то смену своих внутренних парадигм, и так получилось, что с помощью Союза российских писателей, в котором я состою, мне удалось получить субсидию и издать книгу.

В одном из интервью вы сказали, что свой первый сборник охарактеризовали как «Письмо к женщине». А как бы вы охарактеризовали последующие два?
— Второй, наверное, как «Разум», а третий, надеюсь, «Мудрость». Во всяком случае, в третью книгу включены более размеренные стихи, в них идёт анализ окружающей действительности, когда ты используешь жизненный опыт, чтобы с холодным рассудком подытожить что-то и донести до читателя. Не всегда, разумеется, стихи пишутся с холодным рассудком, зачастую в них присутствуют сильные эмоции, стихи и должны быть эмоциональными, без этого никак. Однако за каждой эмоцией, на мой взгляд, должен следовать какой-то вывод. И я надеюсь, что всё-таки мне удалось наделить книгу некоторой мудростью.
Каких современных поэтов, вы отмечаете для себя?
— Ну, если сейчас назову двух-трёх, то остальных обижу, правда? (смеётся) Вообще, наше время – хорошее время для поэзии в том плане, что сейчас довольно много достойных авторов в России. У нас в Смоленске много талантливых ребят и, разумеется, представителей более старшего поколения. В общем, много поэтов. Другое дело, что сейчас поэзию никто не пиарит, поэтому о них знает ограниченное количество людей. Но говорить, что поэзии и поэтов сейчас нет несправедливо. Всё есть, и сейчас поэзия достаточная здоровская.
Можете рассказать о поэтической жизни в нашем городе?
— Поэтическая жизнь в нашем городе какая-то такая … напряжённая. Существует некая клановость, противостояние и вечные недопонимания. Когда я влился в эту жизнь, где-то в 2011-м году, то меня постигло совершенно искреннее желание всех объединить. Не под своей эгидой, разумеется. А на демократической основе наладить связь между разными литературными сообществами города. Но, к сожалению, по многим причинам это не увенчалось успехом. Зато при Областной библиотеке у нас есть студия, которая называется «Чердак Модеста», только не спрашивайте, почему она так называется, это загадка (смеётся). Там нас около десяти-двенадцати постоянных участников. Авторы приносят свои стихи, и мы в достаточно дружелюбной обстановке разбираем их, и мне кажется, что всё это не зря. Вообще, у нас же в Смоленске два союза писателей, и я призываю молодых людей приходить со своими подборками в эти организации. По крайней мере, в Союзе российских писателей, в котором я состою, никому из талантливых молодых людей еще не отказали в помощи. Если говорить о зрителях и выступлениях, то есть ощущение, что в Смоленске в этом плане как-то все замедлилось. Возможно, это связано с невысокой активностью поэтов, т.е. отсутствием ярких проектов. Возможно, из-за того, что интернет-пространство захватывает умы миллионов, поэзия оказывается в неком подполье.

В это тяжёлое время для поэтов, что бы вы могли посоветовать или пожелать начинающим?
— Время, мне кажется, для поэтов всегда тяжёлое. (смеется) Но, во-первых, этого не надо бояться. Честно говоря, я не понимаю, как можно бросать то, что у тебя получается. Я просто не верю, что поэт перестанет писать из-за того, что тяжёлое время. Пусть даже не будет конкурсов никаких или премий, но верный своему делу автор всё равно будет его, это дело, продолжать. В этом я уверен. А пожелать хочу не опускать руки, писать, работать. Недавно в поэтической среде у нас была беседа, и мы говорили о популярности поэзии, и пришли к выводу, что слово не искоренить. Поэзия и в песнях на классические стихи, которые слушают миллионы, и через видеоряд доносится разные литературные произведения. К тому же, лет через 50, как люди будут узнавать о нашем времени? Через прозу и стихи. Мне кажется, что даже хорошие документальные фильмы не смогут передать наше время так же хорошо, как слово, потому что язык имеет массу оттенков, способов передать то, что не покажет картинка. Поэтому, пусть даже не в книжном, а в электронном виде, литературные произведения должны дойти до потомков. Я это всё веду к тому, что занятие поэзией – это не ерунда. Пусть молодые авторы совершенствуются в своём деле, посещают литературные клубы, слушают советы старших коллег, и тогда у них всё сложится, всё произойдёт.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Прямой эфир